Безоговорочным новостным лидером на прошлой неделе стало сообщение об отмене Минпромторгом запрета на закупку импортной спецодежды за счет Фонда социального страхования (ФСС). Пока это лишь законопроект, но даже его хватило, чтобы поднять волну на рынке. Вспомним историю вопроса и попытаемся разобраться, что заставило чиновников передумать.
Все началось полтора года назад, 16 декабря 2016 года. Минпромторг разрешил предприятиям предъявлять к финансированию за счет средств Фонда социального страхования (ФСС) продукцию (спецодежду, спецобувь, СИЗ), выпущенную исключительно на территории РФ. Соответствующие изменения были внесены в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Импортные СИЗ за рамками ФСС. Итоги общественного обсуждения
Крупнейшие потребители СИЗ новую меру не оценили:
«Данное мероприятие, направленное на поддержание отечественного производителя СИЗ, может негативно сказаться как раз на защите работника», – СУЭК
«Подобной поправкой предприятия лишаются возможности приобретения самых инновационных и современных СИЗ, которые помогают сохранить жизнь и здоровье работнику во вредных и опасных условиях труда… Существуют сложные и специализированные средства защиты, которые пока можно купить только за рубежом», – РУСАЛ
«.. на производственных площадках АК «Алроса» применяются наиболее высококачественные СИЗ рук, органов зрения, слуха, дыхания. Как правило, данная продукция по сумме показателей не имеет отечественных аналогов. И распространение предлагаемых поправок на вышеуказанные СИЗ повлечет за собой то, что предприятия не смогут приобретать указанные СИЗ за счет ФСС» – АЛРОСА
Мнения производителей как водится разделились: отечественные выступали за нововведение, западные и дистрибьюторы были против. Как бы то ни было, Минпромторг сделал все по своему. И вот по прошествии времени, министерство «откатывает» изменения назад и снова готово разрешить закупку за счет ФСС импортных спецодежды, спецобуви и СИЗ. Что произошло? Почему декларируемые меры поддержки отечественного производителя не дали результата?
Немного статистики: средства, выделяемые на закупку спецодежды, спецобуви, СИЗ за счет ФСС составляют чуть более 4 млрд руб. в год. Это около 3% всего объема российского рынка СИЗ, который оценивается в 140 млрд руб.
Чтобы получить возмещение из фонда, компания должна подать заявку не позднее 1 августа календарного года.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
С введением запрета на импортные СИЗ требуемый ФСС пакет документов стал намного больше, поскольку предприятиям нужно было доказывать российское происхождение средств защиты. Подтверждение этого выдает Торгово-промышленная палата (ТПП). Приложение №52 к приказу ТПП от 30.05.2018, раздел 4 «Документы, необходимые для получения акта экспертизы или сертификата СТ-1» требует от заявителя предоставить 23 (!) справки, копий документов и сведений о наличии. Здесь и технологические карты процесса производства, и чертежи продукции, и перечень производственного оборудования, и сведения о материалах и даже справка о наличии прав на программное обеспечение.
К такой сложной процедуре оказались не готовы ни производители, ни сама ТПП. Лишь отдельные предприятия смогли пройти чиновничий квест до конца и получить вожделенное подтверждение.
По информации , на 15 июня этого года в ФСС подано заявок на возмещение всего на 2 млрд, что составляет меньше половины от выделенных фондом средств. За оставшиеся полтора месяца до окончания срока подачи ситуация вряд ли изменится. Оценив происходящее, Минпромторг посчитал необходимым вернуться к существовавшей системе, при которой предприятия могли выбрать как российскую, так и импортную продукцию. Предполагается, что новый «старый» порядок заработает со следующего 2019 года. Что же будет с компаниями, которые уже потратили время, силы и финансы, чтобы получить подтверждение? Судя по всему, их усилия были напрасными.
Белоруссия — не импорт
Еще одной причиной отмены ограничения закупок импортных СИЗ за счет ФСС стала… Белоруссия. Хотя страна входит в Союзное государство, но закон исключения для нее не делал – «российское значит только российское». Белорусские власти, разумеется, были недовольны положением, в результате которого превратились для России в иностранного производителя, лишившись немалой доли рынка сбыта. Обращение белорусского правительства к российским коллегам с жалобой на недопустимость ограничений в рамках Союзного государства тоже сыграло роль в отмене решения Минпромторга.
По мнению Гетсиз.ру, любые запреты, даже ради поддержки отечественного производителя, неконструктивны. Есть много способов помочь производству в России, например, за счет увеличения таможенной пошлины на СИЗ. Вето на импорт лишь снижает конкуренцию и качество продукции на рынке.
Причиной неразберихи и метаний стало отсутствие анализа ситуации с производством СИЗ в России, не были учтены замечания предприятий-потребителей, никто не спросил производителей СИЗ, в какой срок они смогут собрать нужные документы, к экспертизе нового документа не привлекли экспертов из профессиональной ассоциации (Ассоциация СИЗ). Остается надеяться, что Минпромтрог учтет ошибки и, принимая столь важные меры, будет прислушиваться к мнению рынка.